Никто это не видел!

Долгий и весьма заурядный рабочий день вынудил меня в очередной раз бездумно листать новостную ленту с легкой надеждой найти нечто, вызывающее хотя бы минимальный интерес. Думаю, многие поймут, как рутина в какой-то момент начинает отбирать у человека желание на действия более осмысленные, будь то чтение книг или тот же просмотр сериалов. То не хватает внимательности, то банально энергии воспринимать информацию. Другое дело посты с откровениями в небезызвестной социальной сети, честно сказать, компенсирующие некое общение, пусть и пассивное с твоей стороны, однако, такие мини-истории быстро затягивают и ты в какой-то момент начинаешь сопереживающе кивать автору головой или осуждающе поднимать бровь. Перечитав все возможные истории, продолжаешь искать новые. И так знакомишься со всевозможными страшными историями, большинство из которых могут показаться вольным пересказом очередного фильма про переезд в дом умершей бабушки, где творится что-то странное. Хорошо, это мы все и так слышали. Я человек не обделенный скептицизмом, но сказать, что я люблю ужасы сложно, мой мозг не отличает увиденное от реального, что всегда приводило к спорам с друзьями по этому поводу:
- Такого не может быть, ведь никто это не видел!
- Но если никто не видел, это ничего не значит, а вдруг еще не успели!
*собеседник закатывает глаза*
Естественно, на 99% я осознаю, что происходящее в фильмах создано как раз таки с целью привести смотрящего в ужас, однако, этот 1% частенько не даёт мне спать по ночам, осторожно не озираясь по сторонам.
Я часто ловлю себя на мысли, что человеческое воображение имеет свои пределы, либо я сильно его недооцениваю. Мне кажется, что проанализировав любое, казалось бы, абсолютно невиданное существо из ужастика, можно заявить, что состоит оно из привычных нам вещей: даже лавкрафтовские монстры носят понятную нам чешую рыб, крылья летучих мышей или кошачьи глаза. Что уж говорить о до подпрыгивания пугающих неожиданным появлением в фильме существ, мало чем отличающихся от человека хотя бы по форме тела. А что насчет монстров, состоящих из того, что человеческому пониманию абсолютно неподвластно, и много ли таких вы видели на экранах? Лично мне сложно припомнить хотя бы одного. Мои мысли складываются в тот факт, что человек в очень исключительном случае способен создать нечто, для чего нет даже минимального основания, видимой ему материи и тому подобного, а те самые редкие случаи очень часто представляют собой абстракцию, нечто в темном углу, расплывчатое, непонятное настолько, что не нуждается в деталях, и, как писал тот самый писатель "настолько жуткое, что невозможно описать".
Неизведанное, понятное дело, лучше всего способно напугать любое живое существо, но не слишком ли простой прием? Мной некогда просмотрены будь то множественные разоблачения людей с экстрасенсорными способностями, то статьи о физиологии сонного паралича и психических заболеваних, вызывающих некие галлюцинации. Помогли ли мне эти 99% скептицизма? Хотя, знаете, цифра кажется сильно преувеличенной, когда я вспоминаю некоторые события из моей юности.
Извиняясь за долгое вступление, расскажу об одном из них.
То ли от недостатка общения, то ли внимания, фантазия разыгралась у меня с самого детства, и часто, когда я оставалась одна, я начинала вслушиваться и всматриваться в тишину и темноту. Короче говоря, дошло это до дикой фобии. Ночью у меня в комнате обязан был гореть телевизор, хоть родителям это и не нравилось, ничего не поделать. И, обязательно закрыта дверь в комнату. Кстати, боязнь открытой двери у меня прошла не так давно, даже приходя к кому-то в гости, я первым делом закрывала дверь на кухню или гостиную, где проходила встреча.
- Почему ты это делаешь?
- Если дверь открыта, то я не услышу, как кто-то зайдет.
Бояться я стала и днем, и ночью, стоило мне остаться в квартире одной, поэтому частенько меня можно было встретить на улице в наушниках, гуляющую просто из-за нежелания находиться дома с чем-то пугающим. Я думаю, размышляя об этом, многие согласятся, что самым жутким является момент самого испуга, а не последствия: какая разница, что с тобой сделает монстр с выпученными глазами и зубастой улыбкой, если сам его вид сведёт тебя с ума. Вот этого я и боялась в те годы - увидеть нечто.
Родители как обычно спят, у меня же слепяще горит телеэкран, а я лежу, вжавшись спиной в спинку дивана и медленно осматриваю комнату, словно одно резкое движение приведет к тому, что чудовище на меня набросится и заглянет в мои глаза своими - огромными и стеклянными. Такое я и представляла у себя в голове, и от разнообразных догадок, из какого именно угла оно явится на глазах наворачивались слезы. Мой взгляд приковался к шкафу, который, кстати, был без ручек, открывается такой нажатием на дверь и передвижением ее в сторону. Меня сковал ужас: перед глазами стойкая картина того, что скрывается за дверцей. Там сидит кто-то маленького роста, сидит на корточках, припав изнутри к гладкому дереву и слушает, как колотится мое сердце. Сложно описать ощущения, испытанные мной в тот момент, ибо с тех пор прошло как минимум 10 лет. Помню, что передо мной было только одно решение: вскочить, добежать до двери, распахнуть ее и запрыгнуть в спальню родителей, оставив нечто позади. Но, как и следовало ожидать, напугана я была настолько, что не могла и палец из-под одеяла достать. Скрипнула половица, совсем у плотно закрытой двери. Затем скрип послышался со стороны старого пианино. Впрочем, мне тысячу раз объясняли при свете дня, что дерево имеет такие свойства в связи с температурой и влагой, но в тот момент это ничего не значило. Так я и продолжила лежать в полном ощущении ужаса, не сумев заставить себя оторвать взгляд от шкафа до самого утра.
Утром все было в порядке, мама привычно готовила на кухне, а я занималась бездельем, закрывшись у себя в комнате. События ночи казались смешными и было очевидно, что мое детское воображение в очередной раз дало сбой. Я подошла к шкафу и без проблем открыла дверцу с обычным для этого явления грохотом досок. Там висела моя одежда, внизу стопкой лежало то, что было лень развесить. На душе стало легко и даже весело. Не долго думая, я забралась в шкаф, потешаясь над тем, какого монстра я вообразила в таком безобидном местечке. Присев на корточки, я ощутила некое ощущение комфорта, будто в маленьком домике. Через пару минут я уже принесла туда подушку и большого мягкого мишку, которого мне подарили на день рождения. Вот так у меня появился ещё один укромный уголок, помимо проема за диваном в гостиной. В лицо светило солнце из окна на противоположной шкафу стене. Я потянула на себя дверцу и отодвинула в сторону, посмеиваясь про себя, как долго родителям придётся меня искать по квартире. И тут я снова услышала скрип половиц. Ночной ужас вернулся, и спустя пару минут оцепенения я поняла, что надо выбираться, пока в этом самом укромном уголке меня не обнаружило что-то, не переставшее быть жутким даже днем. Я резко толкнула дверцу и стала пытаться ее отодвинуть, но она не поддалась. Тщетно скользили руки по дереву, сопровождаясь грохотом словно застрявшей дверцы. Мысль позвать на помощь ко мне, как ни кстати, не пришла. Собравшись с духом, я вслушалась. Совсем рядом, шокирующе близко к моему уху, я услышала то, что не могу выкинуть из головы и спустя столько лет. Знаете, такое насмешливое и в то же время отвратительное поцокивание языком об нёбо рта. В действительности того, что это был за звук я не сомневаюсь и сейчас, но объяснить это некими адекватными причинами сложно. Собрав всю волю в кулак, я еще раз толкнула дверь, и та как ни в чем не бывало поддалась и сдвинулась в сторону, открыв моему взгляду как и прежде залитую солнцем комнату. Я мигом оказалась на кухне, в спасительной компании мамы, которая так и не отходила от плиты. Спустя какое-то время я уже попивала чай, рассматривая популярный в то время журнал с интервью очередной восходящей звезды и мой испуг в очередной раз казался мне глупым. Вполне очевидно было, что дверца шкафа не поддавалась из-за моей сильной впечатлительности, наложившейся на не самую простую систему открытия. Мама, тем временем, отправилась отдыхать за чтением книги, а я решила позвонить бабушке. Болтая о том, какие новости у меня в школе и том, как она себя чувствует, я поняла, что упустила что-то важное. Бабушка несколько раз повторила вопрос, в ответ на который звучала тишина и мое колотившееся сердце: дверь в мою комнату была открыта, когда я выбежала из шкафа. На глаза снова навернулись слезы. Открытая дверь, которую никто из родных не стал бы даже дергать за ручку без стука, и тот скрип половиц. Я передала бабушке информацию, вжавшись в диван и свободным ухом пытаясь прислушаться к тому, что происходит у меня в комнате, но не было слышно ничего странного. Бабушка моя человек слегка суеверный, но закалки довольно суровой, поэтому ее советом было "пошли их, громко и без страха, и они уйдут". Что ж, я посчитала, что идея может привести к последствиям еще более пугающим. Успокоившись от разговора по телефону, я пошла по коридору в комнату к маме, чтобы вновь почувствовать себя защищённой. Слева в стене коридора зиял чёрный проход в ванную, и мне хотелось поскорее его миновать, не взглянув в пугающую темноту. Я быстрым шагом приблизилась к двери в ванную и потянула на себя ручку, чтобы закрыть чернеющий проход. За тот миг моя фантазия успела нарисовать боковым зрением очередной жуткий силуэт, но дверь была захлопнута быстрее, чем произошёл испуг. Набравшись смелости благодаря тому, что спаситель в лице мамы уже близко, я последовала совету бабушки, решив заодно поднять себе настроение и сказала, слегка дрогнувшим голосом:
- Идите на...
И тут же двинулась дальше, но тут, когда мне не хватало всего лишь шага до комнаты, я услышала смех. Ничего необычного и нечеловеческого в нем не было, просто обычный смех, как будто бы вызванный иронией. Я вздрогнула. Он был за моей спиной, а не спереди, где мама. Точно там же, где и жуткое цоканье языком. Словно кто-то насмешливо издевался надо мной. Сказать, что я не помню, что было дальше будет еще более клишировано, чем вся эта история, однако, я думаю, что это определённо не самая интересная информация.
Так вот, к чему это все было? Действительно, прием запугивания неизведанным прекрасен и прост. Тем не менее, мне кажется, что мы боимся именно того, что можем представить - любого монстра из-под кровати с вполне человеческими руками и клыками дикого зверя или приведение в грязных простынях. Это и есть прелесть и ужас того, что скрыто темнотой: воображение нарисует тебе все, что можно собрать из самых неприятных и традиционно страшных вещей. То, что состоит из прежде невиданных человеку ингредиентов, внушать ужас не может. Но знаете, я иногда думаю о том, что не все собирательные образы из типичных ужастиков являются таковыми - какой-то частью себя я верю, что есть из них парочка таких, какие собирать никому не приходилось, их видели и перенесли на экран. А вы думаете, если вы не встречали их на пустынных улицах засыпающего города, не видели на дне старого колодца в деревне и отражении в зеркале у себя за спиной, или, как в моем случае, не слышали их насмешливый голос у себя за спиной, их не существует?
Обсуждаемые крипипасты