Незваный попутчик

Раньше наши предки всегда остерегались мест, где никогда не селились люди, и истоков речек, по слухам, именно в таких местах обитала нечистая сила, или абаасы.
Находясь в таких местах, проходя или проезжая мимо, нельзя было громко разговаривать, кричать или петь, чтобы, не дай бог, ненароком не разбудить духов местности. Полагалось, по обычаю предков, разжечь костер и накормить духов, остановиться у священных деревьев, на ветвях которых были развешаны салама, и оставить что-нибудь в дар. В противном случае не будет тебе хорошей дороги и удачи в делах.
Даже самые ярые атеисты, которые отрицают существование всевозможных духов, и те стараются придерживаться этого обычая. Так, на всякий случай, мало ли… Поскольку в народе ходит огромное количество историй, баек о том, что духи мест не любят пренебрежительного отношения и чинят всевозможные препятствия таким людям.
Во второй половине двадцатого века, еще во времена совхозов и колхозов, в одном заречном районе жил мужчина, который работал то ли управляющим, то ли председателем в одном из совхозов. Несмотря на то, что он был, как и большинство руководящего состава тогдашнего времени, членом партии, этот человек все-таки не был до конца атеистом и верил в существование абаасы. Однажды в один из хмурых пасмурных осенних дней он ехал на уазике вместе с совхозным шофером от сенокосчиков. Год выдался плохой на сено, так называемые ильинские дожди вместо двух-трех дней затянулись на неделю, сено было сырое, так что стогов было совсем мало, план, видимо, не будет выполнен, а значит, его ждет нагоняй от вышестоящего начальства. От всего этого управляющий был сильно не в духе, он только что сурово распекал бригадира за невыполнение плана по заготовке сена, хотя в глубине души знал, что неправ. Что он мог сделать, если людей катастрофически не хватало, а небо все моросило, ветров, иссушающих сено, не было? Погруженный в свои невеселые мысли о предстоящем разговоре с инструктором райкома партии, мужчина совершенно забыл попросить водителя остановиться у священного дерева, как обычно делал до этого случая.
Уже вечерело, в тот день они сильно припозднились. Водитель уазика, обычно разговорчивый, любящий пошутить, чувствуя настроение начальника, молча крутил баранку. Снова зарядил нудный холодный дождь, испортив и без того плохое настроение. Обоим спутникам хотелось как можно быстрее очутиться дома, под теплый кров, поужинать и напиться горячего чаю с молоком. Управляющий вскоре начал клевать носом и задремал. Уазик, миновав подъем на горку, начал спускаться по дороге, которая шла параллельно к речке. И тут управляющий проснулся от того, что в нос резко ударил тошнотворно-мерзкий запах, и это был не запах бензина или гари. Что-то заставило его оглянуться назад: на заднем сиденье машины, как ни в чем не бывало, восседал донельзя худой, истощенный и безобразный мужчина. Это от него исходил тяжелый гнилостный запах, от которого кружилась голова и трудно было дышать. Управляющий был уже достаточно поживший, повидавший жизнь человек, но никогда до этого случая он не испытывал такого ужаса, когда буквально волосы встают дыбом на голове и пробирает дрожь, а тело полностью сковано параличом страха, язык как будто совершенно прилип к гортани… Впервые в жизни он воочию видел так называемый илэ абаасы (илэ – явный), о котором слышал только в досужих рассказах.
Его спутник, судя по его напряженному лицу и по тому, как выступили бисеринки пота на его лбу, так же видел страшное существо на заднем сиденье. Казалось, что от присутствия злого духа даже машина враз отяжелела и еле-еле ползла, хотя водитель исправно налегал на руль. Наконец вдалеке замелькал огонек, машина подъезжала к чьему-то жилищу. Управляющий повторно оглянулся назад, надеясь, что дух остался где-то там по дороге. Но, к своему ужасу, увидел, что тот все еще там, на заднем сиденье. При повторном взгляде на абаасы мужчина заметил, что одежда – доха из шкуры тугута (олененка) и заячья шапка – изношены до дыр, а сам абаасы, как говорится, кожа да кости, глаза ввалились в глубь, но тем не менее он упрямо пялился в затылок водителю и сидел совершенно прямо. Не в силах отрыть рот и промолвить слово, мужчина про себя взмолился: хоть бы шофер свернул к жилью!
Тот, как будто услышав мольбу начальника, свернул с дороги к одиноко стоящему домику. Они, не произнеся ни одного слова, вышли из машины и постучались в двери. Хозяева дома, пожилые муж и жена, усадили поздних гостей возле огня и накормили жареным мясом с горячим чаем. Неудавшиеся путники рассказали им о том, что приключилось в дороге. «Ээ… да вы, видать, не остановились у священного дерева и не оставили там свой дар… - сказал хозяин, доставая из закромов бутылку спирта. – Нужно исправить вашу оплошность и покормить духа огня – Бырдьа Бытык Хаан Тэмиэрийэ, попросить у него благословления на оставшийся путь.
Так и сделали. Затем, поблагодарив гостеприимных хозяев, мужчины вышли на улицу, чтобы поехать дальше. С большой опаской открыли двери и, к своей великой радости, не обнаружили в машине никого. От злого духа остался только едва различимый тлетворный запах. Открыв обе двери, немного проветрили кабину и тронулись в путь. Остаток пути ехали молча, наверное, им казалось, что, стоит им заговорить громко, дух снова окажется в их машине.
И только тогда, когда вдалеке показались крайние избы, повеяло запахом дымокура, стали слышны голоса и лай собак, мужчины, стряхнув с себя оцепенение и остатки страха, стали говорить о неожиданном незваном спутнике, который оказался в их машине. «Ты когда обнаружил ЕГО в машине?» - спросил управляющий. «Поначалу я ничего не заметил, запаха особенно никакого не ощутил, - ответил водитель. – Потом заметил, как ты, до этого мирно дремавший, вдруг проснулся и посмотрел назад. Я заметил, что твое лицо резко побледнело, и ты как бы разом осел. Тогда я посмотрел в зеркало и глазам своим не поверил! Сколько раз в детстве слышал страшные рассказы об абаасы, признаюсь, в глубине души до конца не верил в них, думал, что все это выдумки и суеверия, оставшиеся нам от наших предков. Пока сам не увидел вот это существо на заднем сиденье. Не знаю, смогу ли я забыть его в скором времени!» «А я проснулся от какого-то сильного запаха, сначала подумал, что это ты сидишь, пускаешь газы, извини, если обидел, потом почувствовал, что, кроме нас двоих, в машине еще кто-то находится. Оглянулся… и дальше ты уже знаешь! Это, наверное, дух тех мест, который рассердился на нас и решил таким образом проучить. А может, он обиделся за сенокосчиков, которых я ни за что распекал? Ведь они не виноваты, что такое лето выдалось дождливое и сено начало преть».
Так или иначе, в любом случае ни одному человеку, пусть он и не верит в существование абаасы и духов, не стоит забывать об обычаях предков, которые складывались веками из народного опыта и житейской мудрости.
Обсуждаемые крипипасты